Может показаться, что я сильно углублен в девяностые и в меньшей степени двухтысячные, когда говорю о метал-сцене и парадигме ее расцвета и увядания. В какой-то степени, конечно, так и есть; при этом было бы необоснованным утверждать, что сейчас не сочиняют ничего хорошего/оригинального/нового - тренды постоянно сменяют друг друга. Какие-то из них кажутся мне совсем пагубными (cascadian BM, современный raw BM/dungeon synth), но и среди тех найдутся как минимум примечательные, а то и прекрасные работы; какие-то интересны сами по себе (вслед за DSO, BTC + Rhinocervs или венгры из Inner Awakening Circle) и внутри них расцветают прямо-таки цветы творения; но всегда найдется что-то, что позволяет сказать: стиль еще не окочурился.
Однако в целом вопрос как эволюции самой сцены, эволюции быстрой, дивергентной, зачастую с регрессом обратно к базе, так и эволюции ее восприятия мной и не только, - этот вопрос вообще слишком сложен, чтобы мне было интересно глубоко забуриваться во все подоплеки и подводные течения.
Тем не менее, восприятие экстремальной тяжелой музыки девяностых отличается в положительную сторону от современности по ряду причин. Во-первых, за счет в общем малого числа групп и песен (по сравнению с сейчас так особенно) у создателей было куда больше творческой свободы и возможностей не поддаваться наслушанным клише. Особенно ценно такое, если получается сейчас.
Во-вторых, из-за не всегда обоснованной идеализации того времени по ностальгическим причинам, эффект утенка туда же, вот это все. Мне повезло (или же наоборот) не сильно поддаваться, потому что метал и особенно блэк я начал слушать заметно позже.
В-третьих, уже больше в сторону вкусовщины, звучание групп, даже андеграундных, на сегодня стало намного более стандартизированным, а порой даже одинаковым, если над сведением работает один и тот же человек. Тогда же средства записи и сведения не были настолько доступными и настолько продвинутыми, поэтому многим приходилось выкручиваться и в результате это было дополнительной стимуляцией к выработке творческого почерка.
Если подытожить, то идеальным кандидатом в приоритеты для меня будет группа, распавшаяся до 2001-2002 года и записавшая один или два, максимум три, полноформатника.
Исходя из оного, в этот раз я собираюсь вещать об эпитоме этого паттерна, формально и фактически стоящей на вершине вышеописанных представлений. Конечно же, о Weakling.
Особое место Weakling получает по многим причинам.
Собранная из молодых на тот момент, но уже отчасти опытных музыкантов из самых разных стилистически проектов, от хэви-метала до дэт-рока, группа не имела никакого бэкграунда в BM - и некоторая в этом смысле наивность стала одним из залогов той силы, с которой их музыка бьет по неготовой башке.
И альянс этот оказался непрочным - после выхода Dead As Dreams группа не просуществовала и месяцев. Было ли это запланировано? Кто сейчас знает, но на данный момент никто из музыкантов не продолжает дел, кроме Джона Госсарда, чей Dispirit выплевывает очередную пасмурную и эмоционально выматывающую демо-запись каждые три года, не заинтересованный ни в распространении, ни даже в издании. Есть в этом всем что-то фаталистическое.
Вышеупомянутая "наивность", не в буквальном смысле, конечно, стала залогом того, что песни Weakling не доброжелательны к слушателю. Они не лезут в уши, не демонстрируют "Хоп, вот так могу", не пытаются корчиться в пароксизмах зла и дешевом эпатаже, а рассказывают какую-то очень неприятную, сложную и тяжелую историю вне зависимости от того, слушаешь ты рассказчика или нет. Длинные, за пятнадцать минут (некоторые и за двадцать) песни с обилием нетрадиционной гармонии и непростой, мягко говоря, структурой - это явно не то, что будет стремиться понравиться, угодить, и увлечь. Тем ценнее, очевидно, становится награда тому, кто прошел этот путь по осыпающейся горной тропе, не уверенный даже, что она вообще не обрывается где-нибудь, приводя в никуда.
Самое же, на мой взгляд, ценное, вбирающее в себя остальные достоинства, упомянутые и скрытые, это монолитность всей этой музыки, и это я склонен как раз относить на счет именно таланта Госсарда и компании. Хорошо чувствуется, что при создании им сразу была видна вся картина целиком, этакая здоровенная глыба из грязного янтаря с застывшими в ней существами и событиями, которую можно вертеть на разные стороны хоть пять часов подряд и видеть что-то новое.
Ну, наконец они сделали наиболее сильную эмоционально (конечно, на мой вкус) песню по сумме всех компонент, какие только можно. This Entire Fucking Battlefield, пожалуй, наиболее ярко отражает тот творческий метод, который я наивно пытался описать словами. За оготелым названием - путь в тысячу километров и история, которую тебя не приглашали выслушать с разрывающей на части развязкой.
Кто-то из пафосных рецензентов однажды изгалялся, что Weakling стали признаком смерти BM как стиля, подробно, язвительно. Я с этим не согласен, но если бы это даже было и так - разве не громко они ушли? С музыкой, как говорится.